ВАЖНО!

       При проведении проверок должностные лица органов федерального государственного пожарного надзора МЧС РФ (Госпожнадзор МЧС РФ) не учитывают правовые положения УСТАВОВ муниципальных образований, которые, как правило, не предусматривают полномочий для АДМИНИСТРАЦИЙ или для ГЛАВ администраций по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов с целью выполнения соответствующих правовых установлений статьи 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 или пункта 2) статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008.

       Как правило, это полномочие другого органа местного самоуправления - ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО органа. Именно этот орган местного самоуправления принимает указанные муниципальные правовые акты. Отсутствие этих мероприятий не является виной АДМИНИСТРАЦИИ или ГЛАВЫ администрации соответствующего муниципального образования.

Услуги органам местного самоуправления (членам Союза)

     Союз окажет своим членам - органам местного самоуправления следующие услуги (за ежегодный членский взнос в 2000 рублей):

 

     1. Проведём консультации по любым вопросам в области пожарной безопасности, в том числе и по проверкам органов федерального государственного пожарного надзора МЧС РФ. Консультацию можно запросить по телефону, задать вопрос по форме обратной связи на сайте Союза либо направить запрос на адрес электронной почты. Можно к запросу на оказание данной услуги по электронной почте приложить документы в формате PDF (или просто фото), если Вы хотите, чтобы мы их рассмотрели и дали более конкретную консультацию
     2. Проведём семинар для органов местного самоуправления и их должностных лиц. Семинар проводим в двух вариантах - с выездом на территорию органа местного самоуправления либо онлайн-семинар через Skype (без выезда к Вам). Конечно, семинар с выездом "вживую" более предпочтителен, так как прямое общение воспринимается более актуально и способствует большему доверию к предоставляемой информации. На семинар с выездом к Вам можно пригласить все муниципальные организации, а также частные коммерческие структуры
     3. Примем участие в проверке органом федерального государственного пожарного надзора МЧС РФ на стороне проверяемого органа местного самоуправления. Для этого нам необходимо выслать копию Распоряжения на эту проверку. Здесь следует иметь в виду, что результатом проверки полномочий органа местного самоуправления в области пожарной безопасности Госпожнадзора является Акт проверки. Причём, для нашей работы очень важным будет Устав проверяемого муниципального образования. Часто органам местного самоуправления выдаётся Предписание, что при проверке полномочий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности является незаконным. Также в этом случае будет незаконным и привлечение к административной ответственности как администрации муниципального образования, так и главы администрации муниципального образования. Это незаконное административное давление органа Госпожнадзора мы и будем "устранять" при проведении проверки полномочий в области пожарной безопасностим
     4. Окажем помощь в установлении особого противопожарного режима на территории муниципального образования. Обоснуем необоходимость установления особого противопожарного режима или отсутствие такой необходимости. При этом нужно иметь в виду, что установление особого противопожарного режима на основании статьи 20.4 КоАП РФ влечёт повышение административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности на объектах защиты, в том числе и для муниципальных организаций.
     5. Разработаем Программу пожарной безопасности совместно с закавшим её муниципальным образованием. Это одна из важнейших услуг Союза своим членам - органам местного самоуправления, которая способствует укреплению пожарной безопасности населённых пунктов
     6. Окажем практическую помощь в составлении Декларации пожарной безопасности на эксплуатируемое органом местного самоуправление здание, а также поможем организовать противопожарный режим в этом здании и на его территории
     7. Окажем помощь в организации муниципальной пожарной охраны. Здесь нужно иметь в виду, что муниципальная пожарная охрана может быть организована и без функции пожаротушения - только с функцией профилактики пожаров
     8. Окажем помощь в организации и содействии деятельности добровольных пожарных и их объединений на террритории муниципального образования
     9. Поможем разобраться в правовых вопросах по созданию (оборудованию) новых источников наружного противопожарного водоснабжения на территории населённых пунктов муниципального образования без финансовых затрат из бюджета самого муниципального образования

 

О ПРОТИВОПОЖАРНОМ ВОДОСНАБЖЕНИИ населённых пунктов

     Имеются случаи, когда ораны федерального государственного пожарного надзора МЧС РФ требуют в Предписаниях от поселений выполнения пунктов 16, 55 и 80 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", что является незаконным в силу следующих правовых оснований.
     Правовое понятие «Водоисточников» дано в пункте 3.4 Свода правил 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», которое определяет их как «место естественного или искусственного скопления воды, используемой для водоснабжения».
     Правовое понятие «Водоснабжения» дано в пункте 3.8 вышеуказанного Свода правил 8.13130.2009, которое определяет его как «подача воды от водоисточников к местам потребления для обеспечения нужд населения и предприятий».
     Применяемые в качестве обоснования нарушений ТРЕБОВАНИЙ пожарной безопасности, например, пункты 16, 55 и 80 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила) не устанавливают ТРЕБОВАНИЙ пожарной безопасности к водоисточникам.
     Например, пункт 16 Правил устанавливает ТРЕБОВАНИЯ пожарной безопасности к запасам воды для целей пожаротушения. Здесь следует отметить, что пункт 3.10 Свода правил 8.13130.2009 определяет, что для хранения запаса воды используются инженерные сооружения ёмкостного типа (резервуары), которые, могут быть железными или железобетонными. Причём, пункт 3.7 Свода правил 8.13130.2009 устанавливает, что резервуары для воды должны являться составной частью системы сооружений и устройств, предназначенной для поддержания необходимых напоров в водопроводной сети и снятия пиковых расходов воды в часы максимального водопотребления.
     В силу вышеизложенных положений незаконно классифицировать  все водные объекты как содержащие запас воды для целей пожаротушения. Вода, которая в них находится, не всегда  предназначена для целей пожаротушения, а также не всегда предназначена для питьевых или каких-либо иных нужд населения.
     Пункт 55 Правил, устанавливает ТРЕБОВАНИЯ пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения (водопроводная сеть и гидранты) только  организаций, определяя обязанность руководителей этих организаций по своевременному обслуживанию и ремонту источников наружного противопожарного водоснабжения.
     Понятие источников наружного противопожарного водоснабжения дано в пункте 3.1 Свода правил 8.13130.2009, который определяет их как наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения.
     На основании пункта 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается «природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима». Однако, это не означает, что каждый водный объект обладает признаками водоисточника или признаками источника противопожарного водоснабжения.
     На основании вышеизложенного, незаконно предъявлять ТРЕБОВАНИЕ к органам местного самоуправления о выполнении пункта 55 Правил, так как органы местного самоуправления не являются организациями (коммерческими или некоммерческими), а обязанность выполнять это ТРЕБОВАНИЕ возложена только на руководителя организации. Тем более, что данная правовая норма фактически предъявляет требования к исправному состоянию только таких источников противопожарного водоснабжения, как водопроводные сети и пожарные гидранты.
     Последний абзац пункта 55 Правил, невыполнение которого иногда вменяется в вину поселениям, совершенно определённо устанавливает данное требование только для пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источниками противопожарного водоснабжения, к которым, например, природные водоёмы или какие-либо иные природные скопления воды не относятся. Следует отметить, что все пожарные гидранты и резервуары (искусственные водоёмы) на территории любого поселения принадлежат определённым организациям, руководители которых и обязаны это требование выполнять.
     Предъявляемое к органам местного самоуправления нарушение пункта 80 Правил, всегда является незаконным, так как оно обращено не к органу местного самоуправления, а к ОБЪЕКТУ ЗАЩИТЫ (к его территории или на расстоянии 200 метров от него). Каждый ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ (здание) на административной территории поселения находится в собственности или законном владении  конкретных лиц (юридических или частных), которые и обязаны это требование пожарной безопасности исполнять.
     Все вышеуказанные ТРЕБОВАНИЯ пожарной безопасности (пункты 16, 55 и 80 Правил), нарушения которых иногда вменяется в вину поселениям, не относятся к вопросам МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, что служит правовым основанием для понимания того, что у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по их выполнению на всей своей административной территории.
     Далее необходимо отметить, что в каждом пожарном подразделении (пожарной части)  имеется Перечень документов, регламентирующих организацию службы, который утверждён Приложением № 9 к Уставу подразделений пожарной охраны(утверждён Приказом МЧС РФ № 452 от 20.10.2017, зарегистрированным в Минюсте РФ 22.03.2018 № 50452).
     В соответствии с пунктом 10 этого Перечня на пунктах связи пожарных частей должны находиться Планы-карты района выезда с нанесёнными водоисточниками.
     В соответствии с пунктом 20 этого Перечня на пунктах связи пожарных частей должны находиться Журналы учёта неисправного противопожарного водоснабжения.
     В соответствии с пунктом 26 этого Перечня на пунктах связи пожарных частей на территории поселений также должны находиться Справочники и планшеты водоисточников, находящихся в районе выезда каждого подразделения пожарной охраны.
     На основании пункта 13 Устава подразделений пожарной охраны (Приказ МЧС РФ № 452 от 20.10.2017) при осуществлении боевого дежурства в обязательном порядке должны проводиться мероприятия по контролю за состоянием противопожарного водоснабжения в районе выезда каждого подразделения пожарной охраны.
     На основании вышеизложенного можно сделать обоснованный вывод о том, что УЧЁТУ в подразделениях пожарной охраны подлежат все водоисточники, которые фактически можно использовать для забора воды с целью пожаротушения, но только в отношении противопожарного водоснабжения УЧИТЫВАЮТСЯ неисправности. Причём, не все водные объекты (реки, озёра и т.п.) подлежат такому УЧЁТУ, а только водоисточники.
     Правовые понятия водоисточников и источников противопожарного водоснабжения не позволяют классифицировать каждый водный объект в качестве водоисточника или источника противопожарного водоснабжения.
     На основании пункта 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается «природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима». Однако, это не означает, что каждый водный объект обладает признаками водоисточника или признаками источника противопожарного водоснабжения.
     Если мы обратимся к пункту 7 Боевого устава пожарной охраны (утверждён Приказом МЧС РФ № 444 от 16.10.2017, зарегистрированным в Минюсте РФ 20.02.2018 № 50100) и к части 1 статьи 53 Водного кодекса Российской Федерации, то мы увидим, что забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.
     На основании пункта 3 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водными ресурсами понимается «поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы».
     На основании вышеизложенного можно обоснованно утверждать, что незаконно распространять ТРЕБОВАНИЯ пожарной безопасности пунктов 16, 55 и 80 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» на все водные объекты, расположенные на территории поселений (городских или сельских), так как не все водные объекты обладают признаками водоснабжения, водоисточника или источника противопожарного водоснабжения.
 

 

ПОЛНОМОЧИЯ органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в границах СЕЛЬСКИХ населённых пунктов, установленные Федеральным законом № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности»

 

       К ПОЛНОМОЧИЯМ органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов на основании статьи 19 ФЗ-69 от 21.12.1994 сегодня относятся:

       - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

       - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

       - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

       - организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

       - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

       - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

       - оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

       - установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

       Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

       Рассмотрим более детально ПОЛНОМОЧИЯ органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов.

 

 

Полномочие:

       Создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

       Для полного понимания данного ПОЛНОМОЧИЯ необходимо обратиться к статье 4 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», которая устанавливает несколько видов пожарной в Российской Федерации, а именно:

       - государственная противопожарная служба;

       - муниципальная пожарная охрана; 

       - ведомственная пожарная охрана; 

       - частная пожарная охрана; 

       - добровольная пожарная охрана.

       Статья 19 ФЗ-69 от 21.12.1994 устанавливает для органов местного самоуправления ПОЛНОМОЧИЕ по созданию условий для организации только добровольной пожарной охраны в границах сельских населённых пунктов, никаким образом не обязывая создавать такие условия даже для муниципальной пожарной охраны, не говоря уже о других видах пожарной охраны.

       Далее нужно обратить внимание на тот правовой факт, что статья 19 ФЗ-69 от 21.12.1994 обязывает органы местного самоуправления создавать условия только для организации добровольной пожарной охраны, не устанавливая каких-либо полномочий в отношении дальнейшего функционирования уже организованной добровольной пожарной охраны. То есть, в ПОЛНОМОЧИЕ органов местного самоуправления входят первичные меры, которые должны быть приняты каждым органом местного самоуправления на первоначальном этапе создания добровольной пожарной охраны.

       Здесь возникает первый закономерный вопрос - какие конкретно условия должны быть созданы для организации добровольной пожарной охраны?

       Для ответа на этот вопрос, руководствуясь правовыми положениями статьи 13 ФЗ-69 от 21.12.1994, обратимся к Федеральному закону № 100-ФЗ от 06.05.2011 «О добровольной пожарной охране» (далее ФЗ-100 от 06.05.2011).

       Часть 2 статьи 1 ФЗ-100 от 06.05.2011 определила, что именно данный Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, регулирует отношения добровольной пожарной охраны, в том числе, и с органами местного самоуправления.

       Пункт 1 статьи 2 ФЗ-100 от 06.05.2011 даёт детальное правовое определение добровольной пожарной охраны - это социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Причём, участие в профилактике  пожаров является обязательным и первым условием для создания такого общественного объединения.

       В связи с этим необходимо обратиться к статье 4 ФЗ-100 от 06.05.2011, которая прямо установила, что правовой основой для создания добровольной пожарной охраны являются, среди прочего, и муниципальные правовые акты.

       Таким образом, одним из первых правовых условий для создания добровольной пожарной охраны в границах того или иного населённого пункта  должен являться соответствующий муниципальный правовой акт о необходимости создания добровольной пожарной охраны а том или ином сельском населённом пункте. 

       В самом муниципальном правовом акте необходимо обратиться к конкретным гражданам или юридическим лицам - общественным объединениям с просьбой (рекомендацией) по организации добровольной пожарной охраны в границах того или иного населённого пункта. В этом Акте можно инициировать сход жителей для добровольного решения этого вопроса.

       Здесь нужно учитывать, что применение административных методов  для создания добровольной пожарной охраны будет незаконным на основании нижеизложенного пункта 2 статьи 3 ФЗ-100 от 06.05.2011.

       Также при издании муниципального правового акта по созданию условий для организации добровольной пожарной охраны в том или ином населённом пункте необходимо учитывать, что на основании пункта 1 статьи 2 ФЗ-100 от 06.05.2011 учредителями добровольной пожарной охраны, кроме граждан, могут быть и юридические лица, но только те, которые являются общественными объединениями. Сами органы местного самоуправления не могут быть учредителями добровольной пожарной охраны.

       Для правового понимания, является то или иное юридическое лицо общественным объединением, необходимо обратиться к Федеральному закону № 82-ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях» (далее ФЗ-82 от 19.05.1995), где в статье 5 дано понятие общественного объединения, которое определяется буквально следующим образом:

       «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

       Содержание права граждан на объединение выражено в статье 3 ФЗ-82 от 19.05.1995, где указано следующее:

       «Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. 

       Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. 

       Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. 

       Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица».

       Как видно из данной правовой нормы, не все общественные объединения могут быть юридическими лицами. Поэтому, в контексте пункта 1 статьи 2 ФЗ-100 от 06.05.2011 учредителями добровольной пожарной охраны, кроме граждан могут выступать только те юридические лица, которые одновременно являются общественными объединениями. То есть, фактически учредителями добровольной пожарной охраны могут выступать только граждане, как индивидуально, так и в составе общественных объединений - юридических лиц.

       Далее необходимо отметить, что если у органов местного самоуправления будут желание и возможности выступить учредителями для организации пожарной охраны, тогда они могут  организовать муниципальную пожарную охрану. Для организации  добровольной пожарной охраны органы местного самоуправления имеют ПОЛНОМОЧИЯ только по созданию условий для такой организации.

       Законным правовым основанием для издания муниципального правового акта по созданию условий для организации добровольной пожарной охраны следует считать:

       а) статьи 13 и 19 ФЗ-69 от 21.12.1994;

       б) статью 4 ФЗ-100 от 06.05.2011.

       При издании данного муниципального правового акта нужно руководствоваться основными принципами создания добровольной пожарной охраны, которые установлены в статье 3 Федерального закона № 100-ФЗ от 06.05.2011, а именно:

       1) равенства перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм;

       2) добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной пожарной охраны;

       3) свободы в определении внутренней структуры добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности добровольной пожарной охраны;

       4) гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны;

        5) готовности подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим;

        6) приоритетности спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

       7) обоснованного риска и обеспечения безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

       При издании муниципального правового акта о создании добровольной пожарной охраны нужно определиться с организационно-правовой формой общественного объединения пожарной охраны в границах того или иного населённого пункта.

       На основании части 3 статьи 6 ФЗ-100 от 06.05.2011 существует всего две организационно-правовых формы для общественных объединений пожарной охраны, а именно:

       1) общественная организация;

       2) общественное учреждение.

       По ряду объективных причин, которые не считаю возможным выносить в публичное пространство, я намеренно не буду рассматривать в данной книге такую организационно-правовую форму общественного объединения пожарной охраны как общественная организация. Читатель самостоятельно может ознакомиться с правовыми основами этой организационно-правовой формы из статьи 7 ФЗ-100 от 06.05.2011.

       Полагаю, что для издания муниципального правового акта о создании добровольной пожарной охраны наиболее подходит такая организационно-правовая форма общественного объединения пожарной охраны, как общественное учреждение.

       Правовые основы создания и деятельности общественного учреждения пожарной охраны установлены в статье 8 ФЗ-100 от 06.05.2011.

       Общественное учреждение не предусматривает членства физических лиц.

       Общественное учреждения создаётся, в первую очередь, в целях участия в профилактике и, только во вторую очередь, для тушения пожаров. То есть, при создании такого общественного учреждения на него могут быть возложены добровольные функции как отдельно по профилактике пожаров, так и отдельно по тушению пожаров. 

       Но эти цели при создании общественного учреждения могут быть и объединены (профилактика и тушение пожаров), что является более эффективным при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах того или иного населённого пункта.

       В обыденной жизни принято считать, что добровольная пожарная охрана создаётся исключительно для привлечения населения к ликвидации уже возникших пожаров. К такому заблуждению приводит отсутствие правовых знаний в этой сфере.

       Правовое понятие профилактики пожаров дано в статье 1 ФЗ-69 от 21.12.1994, которая определяет её, как совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

       На основании статьи 3 ФЗ-69 от 21.12.1994 к одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности относится организация и осуществление профилактики пожаров.

       На основании статьи 4 ФЗ-69 от 21.12.1994 одной из основных задач всех видов пожарной охраны, в том числе и добровольной, является организация и осуществление профилактики. Такую же основную задачу (осуществление профилактики) для добровольной пожарной охраны устанавливает и статья 9 ФЗ-100 от 06.05.2011.

       Таким образом, если при издании муниципального правового акта о создании добровольной пожарной охраны не будет указана в качестве одной из целей организация и осуществление профилактики пожаров, то создаваемая добровольная пожарная охрана в том или ином населённом пункте уже не будет выполнять ВСЕ свои основные задачи, которые прямо установлены вышеуказанными Федеральными законами.

       Также необходимо отметить, что на основании пункта 5 статьи 5 Федерального закона № 182-ФЗ от 23.06.2016 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» органы местного самоуправления являются субъектами этой профилактической работы.

       А на основании пункта 2 статьи 7 ФЗ-182 от 23.06.2016 органы местного самоуправления имеют ПОЛНОМОЧИЕ в виде права разрабатывать муниципальные Программы в сфере профилактики правонарушений ( в том числе и в области пожарной безопасности на своих территориях). Более подробно эти ПРАВА изложены в статье 12 ФЗ-182 от 23.06.2016.

       Тем более, что пунктом 14 статьи 6 ФЗ-182 от 23.06.2016 одним из основных направлений профилактики правонарушений признано обеспечение пожарной безопасности.

       Строго говоря, рассматриваемое нами ПОЛНОМОЧИЕ органов местного самоуправления по созданию условий для организации добровольной пожарной охраны фактически и юридически будет выполнено при организации добровольной пожарной охраны, которая будет выполнять    только одну из основных задач пожарной охраны, например, организацию и осуществление профилактики пожаров (даже без выполнения задачи по тушению пожаров).

       Такая законная возможность выбора для добровольной пожарной охраны (выполнения только одной задачи пожарной охраны, например, профилактики) заложена и в статье 8 ФЗ-100 от 06.05.2011, когда общественное учреждение пожарной охраны может создаваться отдельно для профилактики пожаров.

       Следует отметить, что создание общественных учреждений пожарной охраны только с функцией профилактики пожаров целесообразно осуществлять только в тех населённых пунктах, где уже имеются другие виды пожарной охраны для целей тушения пожаров (государственная, ведомственная, муниципальная или частная пожарная охрана). В этом случае органами местного самоуправление юридически и фактически будет выполнено требование статьи 19 ФЗ-69 от 21.12.1994 по созданию условий для организации добровольной пожарной охраны. В Российской Федерации сегодня многие органы местного самоуправления идут по этому пути.

       Здесь дополнительно необходимо обратить внимание, что органы государственной власти, как федеральные, так и субъектов России, обязаны организовать и осуществлять  ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ в населённых пунктах. 

       Например, статья 17 ФЗ-69 от 21.12.1994 к ПОЛНОМОЧИЯМ федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности прямо относит обязанность осуществлять ТУШЕНИЕ пожаров во всех населённых пунктах Российской Федерации.

       А статья 18 ФЗ-69 от 21.12.1994 к ПОЛНОМОЧИЯ органов государственной власти субъектов Российской Федерации относит  обязанность организовать ТУШЕНИЕ пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).

       На основании статьи 5 ФЗ-69 от 21.12.1994 в Государственную противопожарную службу входит федеральная противопожарная служа и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

       Таким образом, именно органы государственной власти субъектов России  обязаны организовать ТУШЕНИЕ пожаров силами Государственной противопожарной службы на территории всех населённых пунктов (с учётом вышеуказанных исключений), которые входят в данный субъект Российской Федерации, независимо от границ муниципальных образований.

       Именно поэтому при исполнения органами местного самоуправления своего ПОЛНОМОЧИЯ по созданию условий для организации добровольной пожарной охраны более важным является создание добровольной пожарной охраны с целью профилактики пожаров.

       Здесь же следует отметить, что профилактика пожаров является менее затратной функцией добровольной пожарной охраны (любых видов пожарной охраны), нежели функция тушения пожаров. Эта функция не требует наличия зданий пожарных депо, наличия пожарной техники, наличия большого количества людских ресурсов и затрат по их содержанию. Однако, исполнение данной функции требует от граждан определённых знаний в области пожарной безопасности и их желания добровольно осуществлять профилактику пожаров в своём населённом пункте.

       При рассмотрении других ПОЛНОМОЧИЙ органов местного самоуправления в области пожарной безопасности мы ещё обратимся к сложной теме тушения пожаров.

       Если же орган местного самоуправления принял решение создать условия для организации добровольной пожарной охраны в форме общественного учреждения с функцией тушения пожаров, тогда на основании части 2 статьи 8 ФЗ-100 от 06.05.2011 в муниципальном правовом акте по этому вопросу необходимо отразить, будет это территориальная добровольная пожарная команда или территориальная добровольная пожарная дружина.

       На основании части 11 статьи 8 ФЗ-100 от 06.05.2011 деятельность добровольной пожарной команды и добровольной пожарной дружины, их структура, права, а также обязанности их работников и добровольных пожарных определяются ФЗ-100 от 06.05.2011, их Уставами (если они зарегистрированы в качестве юридических лиц) или Положениями (если их регистрация в качестве юридического лица не осуществлялась).

       Для понимания различия правового статуса работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, необходимо обратиться к Главе 3 ФЗ-100 от 06.05.2011. Мы не будем этот вопрос рассматривать подробно.  Каждый читатель может самостоятельно ознакомиться с указанным правовым установлением ФЗ-100 от 06.05.2011.

       Рассмотрим более подробно вопрос отличия добровольных пожарных команд от добровольных пожарных дружин.

       Для этого необходимо обратиться к пункту 3 и пункту 4 статьи 2 ФЗ-100 от 06.05.2001.

       Под добровольной пожарной дружиной понимается территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, оснащенное первичными средствами пожаротушения, пожарными мотопомпами и не имеющее на вооружении пожарных автомобилей и приспособленных для тушения пожаров технических средств.

       Под добровольной пожарной командой понимается территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ и оснащенное пожарным автомобилем и (или) приспособленными для тушения пожаров техническими средствами.

       В этих правовых определениях необходимо обратить внимание на следующее.

       1. Добровольные пожарные дружины и команды в обязательном порядке должны принимать участи в профилактике пожаров.

       2. Добровольная пожарная дружина не имеет на своём вооружении пожарных автомобилей и иной приспособленной для тушения пожаров техники. Но должна иметь пожарную мотопомпу (как минимум одну) и первичные средства пожаротушения.

       3. Добровольная пожарная команда имеет на своём вооружении пожарные  автомобили и иную приспособленную для тушения пожаров технику.

       Следует отметить, что первичные средства пожаротушения, которые должны иметься на вооружении добровольной пожарной дружины, это не только огнетушители. Для понимания этого необходимо обратиться к Приложению № 6 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации». С ним Вы ознакомитесь самостоятельно.

       В отношении огнетушителей необходимо понимание того, что они бывают переносными и передвижными. Это установлено, например, пунктом 3.25 ГОСТ Р 51057-2001 «Огнетушители переносные». Правовое понятие передвижных огнетушителей дано в пункте 3.30 ГОСТ Р 51017-2009 «Огнетушители передвижные».

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... 

       Уважаемые Коллеги, если Вы хотите более подробно узнать о ПОЛНОМОЧИЯХ органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, приглашаем Вас вступить в наш Союз. Также Вы можете заказать проведение СЕМИНАРА. 

Союз правозащитников в сфере пожарной безопасности